Товарная наценка

 

Размер прибыли напрямую зависит от величины торговой наценки, причем как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Порядок начисления надбавки для них един, а вот при списании реализованной наценки, как ни странно, для каждого из учетов действуют совершенно разные правила.

Приобретая товар, фирма впоследствии перепродает его с прибылью, которая формируется за счет торговой наценки. Допустим, куплена пачка бумаги за 100 рублей - это будет покупная стоимость товара. В бухгалтерском учете она формируется по фактическим расходам на приобретение товара. Что касается налогового, то с 2005 года торговым организациям дано право формировать их стоимость также с учетом подобных расходов (ст. 320 НК).
Увеличив покупную стоимость, например, на 200 рублей, получим продажную стоимость 300 рублей. В этом случае торговая наценка будет равна 200 рублям, что в бухгалтерском учете отражают на счете 42 "Торговая наценка". В бухучете поступление товаров проводят следующим образом:
Дебет счета 41 Кредит счета 60, 76 - поступили товары на склад;
Дебет счета 19 Кредит счета 60, 76 - отражен "входной" НДС;
Дебет счета 41 Кредит счета 42 - начислена торговая наценка.
Отметим, что величина торговой наценки действующим законодательством не регламентирована и фирма вправе самостоятельно установить ее максимальный размер. В конце отчетного периода списывается наценка по реализованным товарам:
Дебет счета 90 Кредит счета 42 - списывается реализованная торговая наценка сторно.

Торговая наценка в бухучете
Рассчитать себестоимость реализованного товара легко, если его номенклатура составляет 1-2 единицы. А если товаров в магазине более 1000 наименований - придется непросто. Все наценки определить невозможно. И тут на помощь бухгалтеру приходят законодатели. Порядок расчета среднего процента торговой наценки приведен в Методических рекомендациях по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (письмо Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5).
Кроме того, методика расчета среднего процента торговой наценки приведена в письме Госналогслужбы от 8 декабря 1992 г. "Рекомендации по проведению документальной проверки правильности исчисления и уплаты НДС на предприятии торговли". Средний процент торговой наценки рассчитывается по формуле:
Ср% = (Тнн + Тнп - Тнв) : (В + Ок) x 100%, (1)
Здесь:
Тнн - торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода - сальдо начальное счета 42.
Тнп - торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период - оборот по кредиту счета 42.
Тнв - торговая надбавка на товары, выбывшие вследствие порчи, возврата поставщикам, списания - оборот по Дебету счета 42.
В - выручка от реализации за отчетный период.
Ок - остаток товаров на конец отчетного периода - сальдо счета 41 на конец месяца.
После этого средний процент торговой наценки умножаем на товарооборот и получаем ту реализованную сумму, которая по итогам отчетного периода и спишется "красным" сторно в Дебет счета 90.
Подавляющее большинство бухгалтеров так же списывают себестоимость товара и в налоговом учете. Все бы хорошо, вот только Налоговым кодексом такой порядок не предусмотрен.

Себестоимость в налоговом учете
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса организациям предоставлено право самостоятельно выбирать метод оценки покупных товаров при их реализации из четырех возможных вариантов:
- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
- по средней стоимости;
- по стоимости единицы товара.
К тому же Минфин в своем недавнем письме (от 1 августа 2006 г. № 03-03-04/1/616) утвердил право налогоплательщика применять различные способы оценки стоимости для разных групп товаров, но это ситуацию не разрешило.
Нет смысла детализировать эти четыре способа списания товаров, они широко теоретически известны, однако на практике без привлечения мощных технических средств трудноприменимы: списание "вручную" - очень трудоемкий процесс. Приведем пример:
Пусть 31 января 2006 г. на склад предприятия поступил товар в количестве 1000 единиц стоимостью по 10 рублей за единицу. Товар был наценен 100-процентной наценкой.
Дебет счета 41 Кредит счета 60 - 10 000 рублей (1000 единиц х 10 рублей);
Дебет счета 41 Кредит счета 42 - 10 000 рублей (10 000 единиц х 100% ).
В феврале 2006 года поступили следующие партии товара:
1 февраля 2006 г. на склад предприятия поступил товар в количестве 1000 единиц стоимостью по 20 рублей за единицу. Цена товара была увеличена на 200-процентную наценку.
Дебет счета 41 Кредит счета 60 - 20 000 рублей (1000 единиц х 20 рублей);
Дебет счета 41 Кредит счета 42 - 40 000 рублей (20 000 единиц х 200%).
1 марта 2006 г. на склад предприятия поступил товар в количестве 1000 единиц стоимостью по 30 рублей за единицу. Товар был наценен 300-процентной наценкой.
Дебет счета 41 Кредит счета 60 - 30 000 рублей (1000 единиц х 30 рублей);
Дебет счета 41 Кредит счета 42 - 90 000 рублей (30 000 единиц х 300%).
Далее 31 марта 2006 года товар на сумму 50 000 рублей был реализован.
Дебет счета 90 Кредит счета 41 - 50 000 рублей.
По ранее приведенной формуле определяем средний процент наценки. В нашем случае он равен 70 процентам.

Дебет счета 90 Кредит счета 42 - 35 000 рублей (50 000 х 70%).
Иными словами, выручка, которая составила 50 000 рублей включает 15 000 рублей - себестоимости товара, а 35 000 рублей - приблизительное значение реализованной наценки; или можно сказать, что реализованный товар был наценен 230-процентной наценкой.
Применив нормы бухгалтерского учета при расчете налога на прибыль, бухгалтер однозначно совершит ошибку вне зависимости от того, какой из разрешенных способов оценки товара он выберет.
Допустим, это был ЛИФО. Тогда в выручке, которая составила 50 000 рублей, 12 500 рублей - стоимость товара, а 37 500 рублей - наценка. Отличается от бухгалтерской себестоимости? Очень существенно, но это еще не предел! Если это был бы ФИФО, тогда в выручке, которая составила - 50 000 рублей, на покупную стоимость товара придется 20 000 рублей, а на наценку - 30 000 рублей! Разница еще больше. Что же делать, если номенклатура товаров не 1, а 1000 единиц?
Однозначно трудно рекомендовать единственно правильное решение, но все-таки два варианта возможны:
- фирма переходит на 6-процентную "упрощенку", и тогда себестоимость проданных товаров уже будет не важна;
- в учетной политике для целей налогового учета определить метод списания по средней стоимости, и продолжать списывать, как списывали в бухгалтерском учете. Только не забудьте хотя бы приблизительно составить хоть какой-нибудь обосновывающий расчет и самое главное - провести в конце отчетного периода инвентаризацию товаров на складе. И тогда "инвентаризационный" остаток на начало отчетного периода минус "правильный" остаток на конец отчетного периода подтвердит себестоимость реализованного товара! Что такое "правильный" остаток, спросите вы?
Предлагаю два варианта его определения и расчета. В первом случае он просто равен остатку товара по данным бухгалтерского учета, что, правда, сомнительно. Однако правильно оформленная инвентаризация решит все проблемы с контролерами. Во втором случае выявляется реальный остаток товаров на конец периода в покупных ценах, а недостающая сумма наценки досписывается.
Второй способ - более грамотный, но и более трудоемкий; при его применении бухгалтеру придется на время стать заведующим магазина, потому он и наименее применим. А первый как раз для тех, у кого не хватает времени, но отчетность хотят предъявлять "в полном ажуре".
Есть и третий способ - доскональные расчеты; но трудно представить, как можно применить его на предприятии, где ежедневно реализуется от ста до трехсот наименований товара.
Пока же и контролеры, и аудиторы выявляют только ошибки при оценке себестоимости реализованного товара; и нет никаких 100-процентных методов разрешения этой неприятной ситуации. Тем не менее вышеперечисленные способы помогут приблизиться к истинному значению себестоимости и отчасти снять "головную боль", о которой многие даже не задумывались.

 

 

Hosted by uCoz